-¬сегда под рукой

 -ѕодписка по e-mail

 

 -–убрики

 -÷итатник

пейзажи јлексе€ —авченко - (4)

јлексей —авченко (Alexey Savchenko) Ч художник реалист..... јлексей —авченко пишет свои картины ...

не огорчайте дети матерей - (6)

ѕонравилс€ стих из газетки «ќ∆. ¬ газетке «ќ∆ много прекрасных стихов, которые пишут душой прос...

идеальное творожное тесто дл€ вкусной выпечки: лучшие пошаговые рецепты - (0)

»деальное творожное тесто дл€ вкусной выпечки: лучшие пошаговые рецепты ≈cли вы хoтитe чтo-тo иc...

поздравление от Taisa_Andryeyeva - (4)

— ƒЌ®ћ –ќ∆ƒ≈Ќ»я ƒќ–ќ√јя, Ќ»Ќј!!!(Arnusha) † — ƒЌ®ћ –ќ∆ƒ≈Ќ»я ƒќ–ќ√јя, Ќ»Ќ...

поздравление от ћарь€ши7 - (1)

— ƒЌ®ћ –ќ∆ƒ≈Ќ»я Ќ»Ќќ„ ј!! (Arnusha)....... ...

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 3) ¬сЄ_дл€_блога ћир_клипарта ¬сЄ_дл€_-_блога
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) ћир_клипарта

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.01.2009
«аписей: 9900
 омментариев: 293399
Ќаписано: 327952



“радиции наших предков: расческа.

—реда, 15 »юн€ 2011 г. 00:34 + в цитатник
 онечно же, прежде всего расчЄски, гребни и гребешки нужны были нашим предкам дл€ расчЄсывани€ волос. Ќо дл€ древних слав€н гребень был не только предметом гигиены. Ќапример, он воспринималс€ в качестве женского и эротического символа, а также был атрибутом русалок, богинок и т.д. » даже больше: относилс€ к предметам-апотропе€м, то есть магическим и, в частности, обережным.

ќн соотносилс€ с магией волос, будто бы обладал силой предотвратить колдовство, сглаз и порчу. ќднако при этом считалось, что гребень может не только защитить, но и навредить, передава€ злые намерени€ от ведьмы к жертве. ќтголоски подобного отношени€ можно прочитать в сказках. “ак, Ђколдунь€ воткнула гребень в голову ‘инисту ясному —околу, и он уснул мертвым сномїЕ

Ќо изначально символика пластинки с зубь€ми была св€зана с лучами солнца и стру€ми дожд€. ѕравда, некоторые авторы (в частности, Ўнайдер) добавл€ют к этому св€зь с символикой лодки, но это слишком сложный вопрос дл€ того, чтобы однозначно прин€ть подобную точку зрени€.

»менно в силу не исключительно бытового, а магического и обережного предназначени€ гребень использовалс€ в большом количестве обр€довых действ, которые сопровождали как торжественные, знаковые моменты, так и повседневную жизнь наших предков.  аких же именно?

–одины и крестины

«десь учитывалс€ аспект женского символа. Ќоворожденным девочкам пуповину перерезали через гребень. ѕредполагалось, что в этом случае она в будущем станет хорошей пр€хой, что весьма ценно дл€ кресть€нского быта. Ќа крестинах бабка передавала малышку куме через гребень, а не через порог, как это было полагалось делать с мальчиками, а кумовь€, выход€ из дома, должны были наступить правой ногой на гребень.

ƒевичьи гадань€

 расны девицы, ложась спать, клали гребень под подушку со словами Ђсуженый, р€женый, приходи голову чесатьї и ожидали увидеть его во сне. ј если страдали от неразделенной любви или пребывали в разлуке с возлюбленным, то причитали: Ђ¬олос-волосок, гребень-гребешок, милому внушите мою любовь. ƒень за день, ночь за ночь, пусть мен€ вспоминает и по мне скучает, а вскоре вновь привечаетї.

—вадьба

ѕодружки невесты, распустив ее косы, расчесывали гребнем волосы. Ёто означало их прощание с ней в девичестве, ведь в замужестве ее волосы будут спр€таны под головным убором. Ќа свадьбе бросали гребень через порог дл€ защиты новобрачных от нечистой силы. Ќевесте дарили на счастье гребень с семью зубь€ми и изображением двух коньков (но не везде, поскольку в некоторых местах, например, на ѕсковщине, в древние времена замужних женщин обривали наголо).

Ќо если недобрый человек хотел воспреп€тствовать семейному счастью, то делал Ђсвадебную отсушкуї: тайком ставил два чесальных гребн€ по обе стороны дороги, а когда по ней проходили молодые, соедин€л. Ёто считалось верным средством дл€ того, чтобы муж и жена либо всю жизнь ссорились, либо расстались.

ѕохороны

¬ некоторых регионах гребень ставили над умершим и зажигали на нем свечи, чтобы защитить дом в случае, если он станет упырем. ќбр€жа€ покойника, его расчесывали, и гребень, использованный дл€ этого, подлежал удалению из Ђживогої пространства. ¬ разных местност€х использовались свои способы.

≈го могли положить в гроб вместе с остриженными волосами, предварительно отломив столько зубьев, сколько жильцов остаетс€ в доме. Ёти зубь€ помещали либо в загон дл€ скота, либо клали на ветку €блони. ƒругой способ был направлен на то, Ђчтобы смерть поскорее уплылаї, а потому гребень кидали в реку. ¬ иных местах его, переломив, сжигали или поручали тем, кто обмывал умершего, выбросить в такое место, где никто не ходит и т.д.

«ажиточность

√ребень клали в мешок с посевным материалом или помешивали им семена перед посевом, чтобы урожай был Ђчастымї, как его зубь€; вычесанную у овец шерсть бросали в овечий загон, чтобы шерсть к стрижке была гуще.

«ащита от волков

ќдин из ритуалов был аналогичен Ђсвадебной отсушкеї: скот прогон€ли между двум€ гребн€ми, а потом их соедин€ли и вывешивали над входом в хлев. ƒругой способ заключалс€ в том, что под —очельник два гребн€ соедин€лись зубь€ми (Ђзапира€ пасть волкуї) и до  рещени€ женщины не должны были к ним прикасатьс€. ƒва гребн€ соедин€ли и в том случае, если скот тер€лс€.

÷елительство

∆енским гребнем расчесывали волосы заболевшему человеку или домашнему животному (например, корове) и забрасывали его на грушу либо €блоню (на 1 Ц 2 недели), потом доставали, расчесывали вновь больного и мыли. ѕри этом предпочтителен был гребень с семью зубь€ми. Ќа —в€тки гребень выносили из дома, это считалось защитой хоз€ина и домочадцев от змей, а скот Ц от болезней.

«ащита от колдовства

ƒл€ опознани€ ведьмы тоже делали Ђотсушкуї с двум€ гребн€ми. ≈сли подозреваема€ действительно была колдуньей, она просто не могла €витьс€ с просьбой разъединить, потому что в соединенном положении они причин€ли ей невыносимую боль. ј при опасении преследовани€ путники бросали гребень позади себ€.

¬о скольких сказках так поступали герои, а чаще Ц героини, и за ними вырастал непроходимый лес! ј знаете, почему? √ребень, олицетвор€вший лес, был символом опасности (лес ведь считалс€ опасным местом). Ѕрошенный назад, он оставл€л эту опасность позади.

ѕравила обращени€

Ќам сейчас может показатьс€ забавным, но в старину в народе вновь купленным гребнем сначала расчесывали собаку (позднее Ц кота) илиЕ свинью. ѕредполагалось, что после этого зубь€ дольше не поломаютс€, так как Ђскинетс€ злої.  роме того, гребень ни в коем случае нельз€ было держать на виду и даже при пользовании класть на стол, на окно, квашню или кадку (а то Ђангел не с€детї). —разу после причесывани€ его нужно было положить в укромное место.

¬от ведь как!

¬алентина ѕономарева


Arnusha


–убрики:  Ёто интересно
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку