Алексей Оглоблин
Веб-браузер Opera за последние годы по праву снискал симпатии многих российских интернет-пользователей.
Столь же быстрый показ веб-страниц, а также многочисленный удобный нужный функционал, к сожалению, так до сих пор и не освоен должным образом другими его «собратьями».
За июль 2011 года, согласно интернет-статистике (среднему значению числа вхождений этого браузера на семь крупнейших сервисов mail.ru), его доля «на веб-рынке» составляет 22,4%.
Пользователи с солидным «стажем» помнят ещё времена, когда браузер был платным, помнят уже ставшие бесплатными версии 8 и 9. Это было действительно время заслуженных восторгов, благодаря удачному интерфейсу браузера и высокой скорости его работы.
Но, к сожалению, вышедшая в 2011 году версия Opera 11 вызвала немало нареканий со стороны даже самых лояльных поклонников. Не вдаваясь в технические подробности, всё же пожелаем разработчикам исправить со временем все недочёты и не допускать их в последующих обновлениях.
Остановимся, тем не менее, на одном из них – он точно присутствует в Opera 11.10. Дело в том, что в файловой системе любого браузера есть так называемый «кэш», куда загружается веб-страница со всеми относящимися к ней файлами и компонентами. Это позволяет, к примеру, позже открывать эту веб-страницу без подключения к сети Интернет.
У каждого веб-браузера своя «файловая идеология» размещения кэша в пространстве всей файловой системы на диске. Opera размещает его здесь (Windows XP): C: \ Documents and Settings \ ИмяПользователя \ Local Settings \ Application Data \ Opera \ Opera \ cache
.
Папки-каталоги типа Б_ЦЦЦЦ (Б – буква, Ц – цифра) растут, как грибы после дождя, – в них размещаются загружаемые веб-страницы. Даже за небольшой период времени (например, неделя) их число может достигнуть 100–150 и более. Всего же число компонентов в этих папках может составлять несколько десятков тысяч. Это, видимо, и является одним из основным факторов «торможения» браузера при его запуске.
При этом следует отметить, что в более ранних версиях браузера для такого кэша выделялась всего одна единственная папка, и в ней отлично помещались все веб-страницы со всеми их компонентами. Однако для Opera 11 разработчики пошли почему-то по другому пути, и кэш теперь – вот такой «распределённый».
Да, конечно, есть возможность очистить кэш браузера вот здесь (эта возможность принципиально присутствует в каждом браузере): «Инструменты – Общие настройки – Расширенные – История – Очистить».
Но, как оказывается, удаляются при этом только компоненты в этих папках, сами папки же остаются на месте. А их последующее удаление значительно сокращает время «старта» браузера, которое в самых «запущенных» случаях даже на высокопроизводительных компьютерах может составлять 7–8 секунд или даже более.
Неприемлемо, согласны? Итак, способ: удаляйте раз-другой в неделю при неработающем браузере все эти – уже пустые – папки после «Очистки».
И ваша любимая Opera будет «вскакивать» каждый раз почти мгновенно.
Сделать это можно двумя способами: через «Проводник» или при помощи любого файл-менеджера, установленного на вашем компьютере (например, весьма популярного Far Manager).